В соответствии с ГК РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.
Без доверенности от имени организации может действовать только директор, так как его полномочия подтверждаются уставом и протоколом общего собрания (или решением единственного участника).
Не нужна доверенность и индивидуальному предпринимателю, если он действует самостоятельно, но он должен будет подтвердить свои полномочия и статус (например, представить договор и свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя).
Во всех остальных случаях представителю необходимо выписать доверенность.
На кого выписывается документ
Доверенность внутри организации обычно выписывается на сотрудников, имеющих право подписи какого-то конкретного вида документов (договоров, актов, накладных, счетов-фактур, счетов на оплату и пр.): менеджеров по закупкам, руководителей отдела поставок, логистов, экспедиторов и т.д.
Представителем юридического лица может быть и человек, который не работает в организации, кроме случаев, когда это прямо запрещено законодательством.
Доверенность может быть оформлена с правом передоверия. Однако, в этом случае, ее обязательно нужно заверить у нотариуса (п. 3 ст. 187 ГК РФ).
Кто оформляет доверенность
Как правило, в небольших фирмах разработкой таких документов занимаются сами руководители, в крупных организациях выполнение обязанности по оформлению доверенностей обычно возлагается на юриста или секретаря.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (ст. 185.1 ГК РФ).
Кроме того, документ желательно заверить печатью. Несмотря на то, что юридические лица не обязаны использовать в своей работе печать, многие государственные и негосударственные учреждения по-прежнему требует наличия на документах штампа.
Как составить документ правильно
Согласно статье 185 Гражданского кодекса РФ, оформляется доверенность в простой письменной форме. Стандартного унифицированного образца по заполнению доверенности нет - предприятия вправе самостоятельно разрабатывать ее шаблон либо писать документ в свободном виде. Однако, например, доверенность на получение товарно-материальных ценностей составляется по формам № М-2 и М-2а (утв. постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).
Доверенность можно оформлять как на фирменном бланке компании, так и на обычном листе стандартного формата.
При составлении доверенности нужно придерживаться общих рекомендаций и норм, установленных для написания подобного рода бумаг правилами делопроизводства, чтобы впоследствии документ не вызвал сомнений у заинтересованной стороны. Необходимо внести личные данные представителя, а также тщательно и подробно прописать все функции, которые на него возлагаются и список документов, которые он уполномочен подписывать.
Нужно обязательно указать период действия доверенности. При отсутствии такой информации, доверенность сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ).
Таким образом, шаблон доверенности обязательно должен содержать следующие реквизиты:
- сведения об уполномоченном лице;
- информацию о доверителе;
- перечень полномочий, которые возлагаются на доверенное лицо;
- дату совершения и период действия;
- подписи сторон.
Важно! Обязательным условием действительности доверенности является указание даты ее составления. При неисполнении этого требования, доверенность считается ничтожной (Ст. 186 ГК РФ).
Доверенность на получение товарно-материальных ценностей
Документ формируется в разделе Покупки -> Доверенности.
1. Создаем документ.
2. Определяем период, на который будет предоставлен документ, и заполняем информацию:
Примечание: если лицо, на которое оформляется доверенность, не является сотрудником компании, то необходимо предварительно завести данные в разделе Контрагенты -> Контрагенты.
После написания доверенности
Бывает, что после оформления доверенности, в период ее действия, доверитель хочет аннулировать документ. Это можно сделать путем простого письменного уведомления организации, в которые она выписывалась, об аннулировании документа. После отмены доверенности, представитель обязан ее вернуть.
Перечень оснований отмены доверенности содержится в статье 188 Гражданского кодекса.
Доверенность на ведение бухгалтерского учета и сдачу отчетности
Организует ведение бухгалтерского учета и хранение бухгалтерских документов руководитель организации (см. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Он же определяет, на кого возложить обязанности по ведению бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет в организации может вести (см. ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- главный бухгалтер;
- иное должностное лицо организации;
- специализированная организация или лицо, не являющееся работником организации, на основании заключенного договора об оказании услуг.
Таким образом, доверенность на ведение бухгалтерского учета и сдачу отчетности не выписывается.